Световой дизайн в интерьере: ключевые принципы
Светодизайн — это самостоятельное направление в интерьере и архитектуре. Суть работы мастера в проектировании и организации систем визуализации для зданий и отдельных помещений. Посредством грамотного использования света можно подчеркнуть индивидуальные черты обстановки и внешнего оформления, акцентируя внимание на определенных деталях.
Главные составляющие в светодизайне
Посредством использования искусственного или естественного света, сочетаний обоих вариантов возможно преобразование любого пространства, придание объектам объема и глубины, формирование уникальных визуальных образов. В результате создается благоприятная эмоциональная среда для человека. К трем базовым составляющим светодизайна для интерьеров относят:
- Эргономику: свет должен способствовать созданию комфортной для работы и отдыха обстановки. Необходимо заранее предусмотреть возможность регулирования интенсивности освещения в зависимости от ситуации (работа, приготовление пищи на кухне, встреча с друзьями, сон). Пользоваться элементами освещения должно быть удобно.
- Эстетику: каждый предмет интерьера должен быть привлекателен визуально, гармонировать со стилем обстановки. Указанная задача решается за счет грамотного размещения и использования световых приборов. Дополнительно учитываются возможности для работы с естественным светом.
- Экономичность: освещение для отдельных помещений необходимо проектировать с учетом их фактического назначения. Свет должен быть ярче в гостиной или рабочем кабинете, менее интенсивен в спальне или детской, количество одновременно работающих приборов при этом регулируется.
Следует максимально эффективно использовать естественный свет, рационально проектируя оконные проемы и подбирая соответствующие задачам элементы оформления (жалюзи, занавески, шторы). Далее устанавливается основной источник искусственного света и дополнительные — светильники, бра.
Разновидности света
По цвету свет может делиться на “теплый” и “холодный”. В первом случае формируется оптимальная рабочая обстановка, во втором создаются условия для спокойного отдыха. Характеристика зависит от используемых светофильтров, наличия дополнительных отражателей. Пример: в абажурах применяются медная и анодированная поверхности — так достигается эффект уютного оранжевого света. По типам освещение делится на:
- Прямое рассеянное: покрывает значительную площадь комнаты, являясь основным источником света. В каждом помещении должен быть хотя бы один прибор (люстра, крупный светильник), выполняющий данную функцию.
- Точечное: направлено от определенного источника света в конкретную точку. К данной группе относятся светодиодные настольные лампы, бра, LED-светильники, торшеры.
- Отраженное от какой-либо поверхности — полностью безвредно для человека. В данном случае применяются специальные системы отражателей, встроенные в конструкции современных ламп.
- Декоративное: используется с целью акцентирования внимания на определенных деталях интерьера, либо служит в качестве дополнительной подсветки. Популярные разновидности: гибкий неон, компактные светильники (домашние, садово-парковые). С помощью декоративных источников освещения можно манипулировать пространством, скрывая контрастные тени, либо визуально увеличивая количество светильников (при совмещении с зеркалами).
При разработке системы освещения необходимо понимать свойства света в плане влияния на психоэмоциональное состояние человека. В зависимости от цвета, эффекты могут быть следующими:
- Белое: приближено к естественному дневному, настраивает на бодрствование и работу.
- Красное: используется для создания интимной обстановки, но не позволит полноценно сконцентрироваться на повседневных задачах.
- Желтое: создает атмосферу уюта и комфорта, не перегружает зрения, являясь многоцелевым вариантом. Недостаток в искажении естественной цветности объектов.
- Оранжевое: поднимает пульс и аппетит — востребовано в ресторанах, торговых залах.
- Синее и фиолетовое: провоцирует быстрые реакции, но угнетает, не может использоваться длительное время.
- Голубое: успокаивает, понижает давление. Несмотря на схожесть с предыдущим вариантом, данный тип освещения вызывает противоположные реакции.
- Зеленое: комфортно для зрения и нервной системы, рекомендовано для установки в детских комнатах.
Каждый осветительный прибор создается под свои задачи. Данный фактор необходимо учитывать. Нет “плохих” или “хороших” светильников — все зависит от качества организации системы освещения, умения правильно использовать свет различного типа.
Режиссура в светодизайне
При американском подходе применяется множество светильников, расположенных в различных частях помещения. Все приборы включаются одновременно во время приема в доме гостей, либо при необходимости обеспечить яркий свет. В остальных случаях освещение активно для определенных, фактически используемых зон. Противоположность — европейский светодизайн: в основе композиции крупная люстра. Существуют общие правила постановки света:
- Световое оформление должно соответствовать интерьеру и сочетаться с преобладающими цветами (в тон, дополнять или контрастировать).
- С помощью направленных потоков света можно визуально растягивать помещения.
- Равномерное освещение подходит для светлых дизайнов с большим количеством естественного света.
- Если в дизайне преобладают темные тона, то для каждой зоны комнаты необходимо продумать отдельное освещение.
- При организации рабочих зон следует использовать белый свет.
- Светлые предметы интерьера лучше подсвечивать цветным освещением, яркие светлым (цветность при этом не деформируется).
- Полного отсутствия света и насыщенных теней в отдельных частях помещения лучше избегать.
- С помощью холодных оттенков можно увеличить объем комнаты, визуально расширив стены.
Также важно учитывать обязательные нормативы по доступу света в жилые помещения. Коэффициент естественного света (КЕО) — это отношение освещенности комнаты к тому же показателю для наружного внешнего пространства. Измеряется в лк посредством использования специальных приборов. Пример: если в комнате замерено значение лк 300, а на балконе лк 600, показатель КЕО равен 0,5 (норма для спальни). В детской освещенность должна быть не ниже 0,7, для рабочего кабинета нормальный показатель 1,00.
Подводя итоги
В завершении обзора приведем несколько проверенных дизайнерских приемов по работе со светом:
- “Раскрыть” стены, визуально удваивая пространство, можно за счет сочетания зеркал и боковой подсветки.
- “Наклонить” или “приподнять” потолок можно, используя холодный свет, направленный на тонкие, блестящие элементы (при их наличии). Освещение должно обходить участки поверхности с дефектами.
- Чтобы “повысить” комнату, следует исключить использование громоздких осветительных приборов — развесистых и массивных люстр.
- Грамотно направленный естественный свет даст возможность организовать театр теней в квартире. Образ леса создается при наличии в помещении комнатных растений.
Для “расширения” и “облегчения” пространства применяется монотонная подсветка, которая по расцветке соответствует общей тональности интерьера. Если при этом выполняется световое акцентирование на удаленной стене, длина комнаты визуально сокращается — такой прием используется с целью гармонизации слишком растянутой комнаты.